Работать нельзя, разойтись
Ситуации, когда заказчик и исполнитель «не сошлись характерами», часто бьет по самому больному — качеству оказываемых услуг. Рассказываем как правильно расстаться с подрядчиком, без ущерба для проекта.
Причина первая. Отсутствие договора
Самый первый шаг на пути к взаимовыгодным отношениям с исполнителем — четко сформулированный и подписанный договор. Он составляется после подготовки сметы и обсуждения деталей ремонта.
Попросите подрядчика рассчитать количество требуемого материала и обозначить сроки и этапы будущих работ. Так вы сможете оценить бюджет проекта и определиться со сроками.
Если подрядчик тянет с подготовкой сметы — это повод расстаться с ним. Если бригада ремонт квартиры начинает до подписания договора, то нет никаких гарантий, что вы когда-нибудь увидите желаемый результат.
Причина вторая. Чрезмерные расходы
После выплаты строителям аванса (от 25 до 35% от общей суммы) вы можете рассчитывать на выполнение объема работ, входящего в эту стоимость. Если строительство не сдвинулось с мертвой точки, а работники просят еще денег, самое время с ними попрощаться.
Подобный сценарий похож на действия мошенников, собирающих предоплату сразу с нескольких проектов, после чего исчезающих в неизвестном направлении.
Сопутствующие расходы — нередкое явление при строительстве. Поэтому так важен договор и подробная смета. Лучше, если все материалы вы будете закупать самостоятельно. В противном случае требуйте отчета за каждый потраченный рубль, подойдут товарные или кассовые чеки.
Совет: Регулярно контролируйте выполнение работ на объекте. Не привозите заранее дорогостоящие материалы, которые в ближайшее время не потребуются.
Причина третья. Переплата за неучтенные в смете работы
Обычно, о необходимости доплат, исполнитель ставит вас перед фактом. Чаще всего, бригада специально нарушает очередность работ, чтобы выполнить дополнительные манипуляции и повысить гонорар. С такими «профессионалами» лучше сразу прекратить всякие отношения.
Профессионал не будет нарушать очередность работ, чтобы получить материальную выгоду. Исключением являются работы, которые пришлось провести по вашему желанию. Например, вы захотели добавить дополнительную розетку, тогда ее установку и повторное выравнивание стен придется оплатить.
Решение: Внимательно читайте смету. Если работа там не прописана, а подрядчик просит ее оплатить, убедитесь, была ли она необходима. Например, «очистка пола от клея при демонтаже» — лишняя манипуляция, а вот «грунтовка стен» — оправданная услуга, за которую стоит заплатить.
Причина четвертая. Медлительность подрядчика
Часто заказчику кажется, что сроки выполнения ремонта квартиры бригадой неоправданно затянулись. Прежде, чем обвинять исполнителя в медлительности, следует выяснить причины задержки.
Грамотный подрядчик сможет обосновать причину особенностями проводимых работ. Например, сроки высыхания некоторых материалов варьируются, в зависимости от времени года. Могут быть и другие причины: необходимость дополнительных манипуляций, повышенная сложность работ.
Любое обоснование должно быть понятным и корректным. Если подрядчик выкладывает стандартную плитку в ванной комнате две недели, здесь явно прослеживается затягивание сроков. Другое дело — работа со сложными материалами или создание эксклюзивного дизайна, увеличение сроков такой работы оправдано ее сложностью.
Решение: Обговорите с заказчиком причину увеличения сроков и дайте ему время на исправление. Если через месяц ничего не изменится — стоит задуматься о поиске более расторопной бригады.
Причина пятая. Низкое качество работ
Надо понимать, что внешняя оценка качества работ — понятие субъективное. Может показаться, что углы кривые, затирка швов выполнена неаккуратно и так далее. Здесь речь идет скорее не о качестве, а об эстетическом восприятии.
Непосредственно, качество самих работ оценить может только профессионал, используя специальное оборудование и собственный опыт.
Здесь важно опираться на смету: если в ней указано, что выравнивание стен предполагается «визуальное», то не стоит проверять их кривизну с линейкой.
Стоит бить тревогу, если вы видите, что используемые материалы некачественные, сантехника установлена не ровно, краны подтекают, а зазоры между плинтусами и полом видны невооруженным взглядом. В этом случае налицо безответственное отношение подрядчика к качеству работ.
Как можно исправить ситуацию
Выскажите подрядчику свои сомнения. Профессионал быстро выявит «слабое звено» в своей команде и заменит его, либо заставит переделывать работу.
Если же есть претензии к качеству материалов, закупленных бригадой, прораб должен предоставить вам документы, подтверждающие их происхождение и подлинность. В противном случае можно провести экспертизу качества. Процедура затратная, но и эффективная. особенно, если речь идет о дорогостоящих материалах, которые часто подделываются.
Совет: Надежнее всего самостоятельно заниматься закупкой материалов на объект. Приобретайте их в крупных строительных магазинах или у проверенных производителей, а не на рынках. Заниженная цена в данном случае должна вас отпугнуть. Некачественные смеси не только отрицательно сказываются на качестве ремонта, но также могут быть небезопасны для вашего здоровья: выделять ядовитые пары и т.д.
Как грамотно «расстаться» с подрядчиком
Все-таки решили расторгнуть отношения с исполнителем и поручить другой бригаде ремонт квартиры?
Наши советы помогут вам минимизировать издержки.
1. Подготовьте всю документацию по объекту: договор, смету, кассовые и товарные чеки на каждую единицу продукции и т.д.
2. Определите, что из материалов было куплено вами, а что приобрел исполнитель, по вашему заказу.
3. Распишите все виды произведенных работ и их стоимость, согласно смете.
4. Договоритесь с исполнителем о встрече, чтобы сообщить ему о своем решении лично. Лучше всего это делать на объекте или на нейтральной территории,например, в кафе. Ознакомьте подрядчика со своими расчетами, чтобы вместе решить материальный вопрос. Здесь лучше не хитрить и не юлить, подготовленные документы помогут определить, кто кому остался должен. При возникновении спорной ситуации, можно обратиться за помощью к юристам.
Совет: Взвесьте все «за» и «против» и расставайтесь с подрядчиком, только если качество работ вас принципиально не устраивает.